Смертная казнь

 

План

         Введение

  1. Смертная казнь как уголовно – правовое явление
  2. История смертной казни в Украине
  3. Смертная казнь в мире

         Выводы

         Список использованной литературы

 

 

Введение

         Смертная казнь — одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Собственно, она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого понятия. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее»,- писал один из виднейших российских ученых Н.С.Таганцев.

         Среди ученых и общественных деятелей уже долгие годы идут споры о том, имеет ли право на существование такое наказание, как смертная казнь. Видимо, эта дискуссия закончится еще не скоро.

         Несмотря на то, что о смертной казни написано уже немало, в теоретической разработке этой проблемы еще немало белых пятен. В частности, как нам представляется, не рассмотрен вопрос о понятии смертной казни.

         На первый взгляд кажется ясным, что такое смертная казнь. Это лишение человека жизни. Между тем человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти (от болезней, от старости), можно назвать немало причин и насильственной смерти. Много людей гибнет в результате действия сил природы (наводнения, землятрясения, оползня, грозы и т.п.), от голода, холода, несчастных случае в быту и на производстве, в силу собственной неосторожности. Много жизней уносят самоубийства.

 

 

  1. Смертная казнь как уголовно – правовое явление

         Смертная казнь, являясь видом уголовного наказания, обладает всеми названными признаками, но она имеет и видовые отличия, позволяющие выделить ее среди других наказаний. В литературе предпринято несколько попыток определить понятие именно смертной казни. Например, А.С. Михлин выделяет четырнадцать признаков:

         является наказанием;

         вызывает страдание осужденного;

         вызывает страдание родных и близких приговоренного;

         является самым суровым наказанием;

         применяется независимо от желания осужденного, вопреки ему;

         применяется от имени государства;

         применяется только по приговору суда;

         может быть назначено только за преступление;

         назначается только лицу, признанному виновным в совершении преступления;

         является временной мерой;

         применяется редко;

         широкое применение помилования осужденных;

         имеет своей целью достижение частной превенции;

         выступает исключительной мерой.

         Не вызывают никаких возражений только первый и последний признаки. Остальные либо повторяют признаки уголовного наказания вообще, либо не отвечают требованию существенности. Наблюдается далее неоправданная «социологизация» определения — редкое применение, частые помилования и др.

         Другая попытка определить понятие смертной казни предпринята С.В. Жильцовым. Им выделяется семь признаков:

         является наказанием;

         является государственным принуждением;

         применяется только по приговору суда;

         может быть назначена только за преступления, предусмотренные уголовным кодексом;

         временный характер;

         исключительный характер;

         цели — кара и устрашение.

         Так же, как и в предыдущем случае, ряд признаков совпадают с признаками родового понятия, но без их конкретизации, либо несущественны. Представляется, что смертная казнь должна характеризоваться следующими видовыми признаками:

         Прежде всего смертная казнь — это уголовное наказание, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Смертная казнь выступает мерой, пределом уголовного наказания, причем мерой, носящей исключительный характер, как это было и в советском уголовном законодательстве. Строже уже ничего быть не может, у осужденного отнимается самое дорогое и невосполнимое — его жизнь. В принципе возможны вариации степени репрессии внутри данного вида наказания, но ныне действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство квалифицированных разновидностей лишения жизни не предусматривает.

 

 

 

  1. История смертной казни в Украине

         Если вспомнить историю существования СССР и современной Украины, то отношение законодателя к такому наказанию, как смертная казнь, менялось неоднократно. Так, в «советский» период эта мера с завидной периодичностью то отменялась, то снова восстанавливалась. Причем и то, и другое делалось с одинаковой аргументацией — «по просьбе трудящихся». Последний раз в законодательстве Украины это наказание появилось в Уголовном кодексе 1960 года. Причем, как ни странно, она была включена в действующую тогда систему уголовных наказаний, поскольку законодатель посчитал эту меру временной и подлежащей скорой отмене. Однако эта «временная» мера просуществовала почти 40 лет. Видно не зря говорят, что в мире нет ничего более постоянного, чем временное.

         Еще до того, как смертную казнь официально отменил УК Украины 2001 года, с марта 1997 года начал действовать введенный Президентом Украины мораторий на ее исполнение. Хотя до этого мы уже «много успели». Так, по данным «Международной амнистии», до 1995 года в нашей стране был один из самых высоких в мире показателей по числу расстрелов. Только с 1991 года (с момента обретения «независимости») и до введения моратория были казнены 612 человек.

         И именно с начала 90-х годов прошлого столетия начался стремительный рост убийств, в том числе и серийных. Взять хотя бы Анатолия Оноприенко из Житомира, на счету которого 57 убитых человек, в том числе 10 детей. В Советском Союзе не проводились исследования, позволяющие установить влияние смертной казни на криминогенную обстановку в обществе. Да и как могло быть иначе, если только в 30-е и 40-е годы прошлого столетия были расстреляны миллионы невинных людей. Одним больше, одним меньше. Кто их считал? Зарубежные же исследования говорят о том, что наличие или отсутствие смертной казни никоим образом не влияет на количество особо тяжких убийств.

   Тем не менее большинство наших граждан полагает, что страх возможной казни за содеянное кое-кого удержит от совершения преступлений. По их мнению, смертная казнь является более суровым наказанием, чем применяемое сейчас пожизненное лишение свободы. А что думают сами осужденные? Ни в Советском Союзе, ни в современной Украине мнением узников никогда не интересовались. Отрывочные киносюжеты, появлявшиеся на экранах телевизоров, говорят о том, что многие из них предпочитали бы быть казненными, чем влачить жалкое существование до конца своих дней.

         Примечателен и такой факт. В 2007 году 310 заключенных, отбывающих наказание в итальянских тюрьмах, обратились к президенту страны Дж. Наполитано с довольно странной просьбой — заменить пожизненное лишение свободы смертным приговором. «Мы устали умирать понемногу каждый день. Мы решили умереть один раз», — сказано в их письме. При этом необходимо заметить, что условия содержания заключенных в итальянских тюрьмах несравнимо лучше, чем в нашей стране.

Еще одна из проблем, которая за годы независимой Украины лишь обострилась, это качество досудебного следствия и судебных разбирательств. Ни для кого не секрет, что так называемым «резонансным» убийством на правоохранительные органы «давят» различные государственные и общественные структуры. Они справедливо требуют скорейшего наказания виновных. А поскольку найти виновных не всегда удается, то зачастую заставляют «признаваться в содеянном» любого попавшегося им на пути человека. История знает немало таких фактов. Так, пока искали серийного убийцу Чикатило, за его преступления ошибочно казнили трех человек, а по делу серийного убийцы Михасевича, прозванного Витебским маньяком (36 трупов), было безвинно арестовано 11 человек. Один из них расстрелян, другой ослеп в результате избиений, третий сошел с ума, а остальные просидели длительные сроки.

         Поверьте мне, что таких фактов вполне достаточно и в современной Украине. Судебная реформа только началась, и скорых результатов ждать не следует. А массовые акции протеста против жестоких методов работы соответствующих правоохранительных структур стали уже обычным явлением.

         Сейчас пожизненное лишение свободы отбывают в нашей стране более 1500 человек (из них около двадцати женщин). Нетрудно догадаться, что среди них есть и те, кого просто «подставили». Пока они живы, есть хотя бы призрачная надежда на то, что истинных убийц найдут и узники выйдут на свободу.

         В тот период, когда у нас применялась смертная казнь в виде расстрела, никто особо не задумывался о тех, кто исполнял эти приговоры. Профессия эта считалась нужной, но уж очень непопулярной. Не зря во все времена и во всех странах палачи всегда старались скрывать свое лицо под маской, если казнь была публичной. Как-то мне довелось посмотреть документальный фильм о тех, кто расстреливал осужденных в Бутырской тюрьме. До настоящего времени дожили лишь единицы из них. Хотя «работа» осуществлялась на основе законного судебного приговора, судьба многих из них сложилась трагично. Уйдя на «заслуженный отдых», многие из них умерли от тяжелых и внезапных болезней, некоторые сошли с ума, некоторые свели счеты с жизнью. Если мы вернемся к смертным приговорам, то независимо от избранной «технологии» всегда должен быть человек либо нажимающий спусковой крючок на оружии, либо приводящий в действие электрический стул и т.д. Не настигнет ли подобных людей судьба палачей Бутырской тюрьмы? Не нарушаются ли при казни важные законы бытия или, как еще говорят, священные законы? Впрочем, об этом лучше расскажет священнослужитель.

         «В Священном Писании, Священном Предании и историческом наследии православной церкви мы не находим запрета на применение смертной казни»

         Протоиерей Олег МОКРЯК, настоятель храма Святой мученицы Татьяны:

         Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего.

         Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший патриарх Московский и всея Руси, отвечая в свое время на вопрос журнала «Российская юстиция» об отношении православной церкви к смертной казни, сказал:

         «Чтобы еще раз разъяснить позицию Церкви, которая полностью совпадает с моей личной позицией, хотел бы обратить внимание читателей на раздел «Преступность, наказание, исправление» Основ социальной концепции Русской православной церкви, принятых в 2000 году ее юбилейным Архиерейским собором.

         Как справедливо говорится в этом документе, в Священном Писании, Священном Предании и историческом наследии православной церкви мы не находим запрета на применение смертной казни. Более того, в ветхозаветные времена подобное наказание было прямо установлено Богом за различные преступления. Добавлю, что Господь Иисус Христос не протестовал против казни для Себя и окружающих даже тогда, когда был осужден на смерть и претерпевал крестные страдания. Попытки некоторых религиозных, а особенно общественных деятелей обосновать отмену смертной казни богословскими аргументами не находят под собой твердой почвы.

         Однако это ни в коей мере не препятствовало христианскому милосердию. На протяжении всей истории своего бытия православная церковь принимала на себя долг ходатайства перед светской властью за осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. В православной Российской империи существовали продолжительные периоды времени, когда смертная казнь отменялась или применялась крайне редко. Церковное Священноначалие положительно восприняло мораторий на применение «высшей меры», установленный Президентом Российской Федерации.

         Вообще, согласно тексту Основ социальной концепции, Русская православная церковь приветствует любые шаги государственной власти, направленные на отмену смертной казни по закону или отказ от ее осуществления на практике».

         Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 17). Смертная казнь не может иметь должного воспитательного значения, а в случае судебной ошибки ее последствия уже не могут быть исправлены. Современная практика, к сожалению, знает немало подобных примеров.

         Впрочем, Церковь видит смысл существования государственной власти в поддержке добра и ограничении зла, для чего может употребляться и сила. Поэтому ограничение и отмена смертной казни должны сопровождаться действенными усилиями по совершенствованию работы законодательной, судебной и правоохранительной систем.

         Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью. Помня об этом, Церковь не оставляет попечения о приговоренных к высшей мере наказания. Но очевидно, что неприменение смертной казни дает гораздо больше возможностей для покаяния оступившихся и для пастырской работы с ними.

 

 

  1. Смертная казнь в мире

         Итак, что мы знаем о смертной казни? Смертная казнь — это разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания. В развитых странах смертной казни всегда предшествует судебное разбирательство. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.

         Что касается ситуации в мире, то насчитывается 129 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. Практически во всей Европе и в Российской Федерации смертная казнь признана неконституционной. Последняя страна в Европе, где смертные приговоры приводят в исполнение – это Белоруссия. Там осужденный приговаривается к смерти за 12 категорий преступлений в мирное время и 2 — в военное. Это «развязывание либо ведение агрессивной войны», «убийство представителя иностранного государства, международной организации с целью провокации международныx осложнений или войны», «международный терроризм», «геноцид», «преступления против безопасности человечества», «умышленное лишение жизни при отягчающиx обстоятельстваx», «терроризм», «террористические акты», «измена, сопряженная с убийством», «заговор с целью заxвата государственной власти», «диверсия», «убийство работника милиции», «применение оружия массового уничтожения», «убийство лица в xоде нарушения законов и обычаев войны». Осуществляется смертная казнь путем расстрела в следственном изоляторе г. Минска.

         В Израиле казнят военных преступников, предателей, разжигателей войны и виновников геноцида. В Иране и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице. В Ираке смертная казнь практикуется до сих пор: в 2006 году были казнены через повешение Саддам Хусейн и ряд его ближайших соратников.

         В Китае широко употребляется расстрел, которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники и диссиденты, причем особо массовые казни бывают перед Новым годом. В государствах Юго-Восточной Азии вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.

         В Японии существует смертная казнь через повешение. Многие участники секты «Аум Синрикё» были к ней приговорены, однако об исполнении этих приговоров неизвестно.

         В США смертная казнь была всегда, отменялась лишь на незначительное время. В 1972 году суд Джорджии признал смертную казнь мучительной, следовательно, противоречащей Конституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с 1967 по 1979) во всех штатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суд признал казнь на электрическом стуле «вполне конституционной» Она была возвращена на федеральном уровне.

         В настоящее время, помимо «близкого» со времен Советского Союза расстрела, в мире практикуют следующие виды казни.

         Смертельная инъекция. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам. Через них казнимому последовательно вводятся: пентотал натрия, павулон и хлорид калия. Пентотал натрия используется для анестезии, павулон парализует дыхательную мускулатуру, хлорид калия приводит к остановке сердца. При условии правильного проведения и соблюдения дозировки препаратов казнь с помощью смертельной инъекции оказывается быстрой и безболезненной. По нормам количество пентотала натрия, вводимого при казни, должно составлять 5 г (для анестезии при хирургических операциях вводится 100—150 мг); от такой дозы болевые ощущения полностью утрачиваются и казнимый погружается в глубокий сон. Но изучение записей о результатах вскрытия казнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающих веществ в крови в некоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полном сознании. При отсутствии обезболивания введение павулона и хлорида калия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала, делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввести иглы в вены. Запрет на смертельные инъекции во Флориде был введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввели растворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.

         Электрический стул. Сторонники этого вида казни утверждают, что она безболезненна — электрический ток используемых параметров разрушает отделы нервной системы, ответственные за ощущение и осознание боли, за время, в двадцать—тридцать раз меньшее, чем необходимо для того, чтобы человек почувствовал боль. Противники электрического стула указывают на то, что эти утверждения являются продуктом теоретических расчётов, а не проверенным фактом. В некоторых случаях до наступления смерти приходится пропускать через тело казнимого ток в течение нескольких минут или даже дольше. При этом у казнимого может происходить самопроизвольное мочеиспускание, рвота, в том числе кровью, потемнение и обугливание кожи. Бывали прецеденты, что у казнимого глаза лопались или выходили из орбит. В помещении распространяется запах горелой плоти, может идти дым. Известны случаи возгорания -загораются волосы на голове.

         Обезглавливание. Обезглавливания мечом в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, а также воинствующими исламистами во время американского вторжения в Ирак. Воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными.

         Побивание камнями. В настоящее время побивание камнями применяется в некоторых мусульманских странах. Оно может быть использовано по шариату за прелюбодеяние, в котором участвовали два человека, состоящих в браке с другими. Необходимы также четыре свидетеля или признание. Как правило, приговорённого к смерти закапывают по колени в землю и облачают в покрывало. Камни не должны быть больше, чем кулак, чтобы жертва не умерла «слишком быстро».

 

 

 

Выводы

         Так или иначе, смертная казнь – это убийство. Даже яростные приверженцы узаконенного государством лишения жизни теряются, когда дело касается подробностей этого действа. Казнить? А как именно? Кто будет это делать? Смерть должна быть быстрой или мучительной? Кроме того, по некоторым данным, чуть ли не каждый третий заключенный в нашей стране – не виновен. Где гарантия, что казнить будут настоящих преступников? За преступления того же Ткача за решетку угодили немало людей, и сидят до сих пор, пока не будет признан судом виновным сам Сергей Ткач. Только потом их выпустят на свободу. А если бы их расстреливали? Вспомнить хотя бы историю с Чикатило — по обвинению в совершенных им преступлениях за решеткой оказалось более десяти человек, двоих расстреляли. Причем несколько человек собственноручно написали чистосердечное признание…

         И самое главное — в научных исследованиях отсутствуют убедительные доказательства того, что смертная казнь является более эффективным средством снижения уровня преступности, нежели другие виды наказаний. Взять хотя бы США, где очень активно приводят в исполнение смертные приговоры. Не там ли происходят особо зверские преступления, особо жестокие убийства, изнасилования и террористические акты?

         И это не говоря уже о том, что есть еще и Библия, и заповеди, и моральные принципы…

          На самом деле спор о том, нужна или не нужна смертная казнь, сродни спору о том, что появилось раньше: курица или яйцо. Можно привести лишь интересный факт – в Средние века особо жестокие и публичные казни совершались в момент крайнего недовольства народа то ли правительством, то ли высокими налогами. И в то самое время, когда люди вот-вот возьмут вилы и пойдут громить сильных мира сего, на площади совершали какую-нибудь показательную казнь, после которой народ спокойно расходился по домам. И дело даже не в том, что появлялся страх быть казненным, просто люди «выпустили пар». Скажем так, нашли виновного в своих бедах. И сразу становится понятно, почему в Украине в последнее время все чаще говорят о том, что надо бы вернуть смертную казнь, причем казнить публично…

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Антонян Ю.М. Смертная казнь и ее альтернатива // Уголовное право, 2007. N 1.
  2. Бабаев М.М. Смертная казнь — последняя надежда общества? // Юридический мир. № 10. 2002.
  3. Бурканов, Ю.А. Правовые и нравственные проблемы института смертной казни // Сб.науч. тр. / МВД РФ. ВНИИ. — М., 1997. — N 173.
  4. Голик Ю.В. Философия уголовного права: постановка проблемы // Философия уголовного права. СПб, 2004.

 

Поняття і принципи правової держави
Воєнна доктрина України

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *