Государство, его органы и функции.

Государство, его органы и функции.

План

Введение.

  1. Происхождение государства.
  2. Органы государства.
  3. Функции государства.

         Заключение.

         Список использованной литературы.

Введение

         Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития произ­водительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, куль­туры, науки, международных связей.

         Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и пред­назначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного госу­дарства.

 

  1. происхождение государства.

         В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди при­обретали новые производственные навыки, повышались производи­тельность труда, культура, нравственность, становились более разно­образными и противоречивыми интересы членов общества.

         Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледе­лия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей’, зани­мающихся обменом товаров,— купцов.

         Общественное разделение труда и связанное с ним совершенство­вание орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к возникновению частной собственности.

         Как это происходило? Избыточный продукт создавал возмож­ность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособ­ленных участков земли. Так появилась частная собственность. Обще­ство стало дифференцироваться по. имущественному признаку. Появи­лись богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие—к изменению своего зависимого положения.

         В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индиви­дов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отноше­ний в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его рас­кола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной сторо­ны, поддерживать интересы имущих, а с другой — сдерживать проти­воборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

         Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением обще­ственными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое госу­дарство.  Его  структура,  содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

         В. И. Ленин писал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены».

         Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения госу­дарства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку го­сударство возникает непосредственно из классовых противоположно­стей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование госу­дарства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникно­вению древнегерманского государства в значительной степени, как от­мечает    Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих террито­рий, для господства над которыми родовая организация не была при­способлена.

         Материалистическая (классовая) теория    происхождения госу­дарства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола об­щества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, ко­торое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

         В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: «По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаканивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

         Определяя свое собственное отношение к сущности и предназна­чению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

         Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается: непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, времен­ное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

         Представители других концепций и теорий происхождения госу­дарства считают положения материалистической теории односторон­ними, неверными, так как они не учитывают психологических, биоло­гических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших, формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фак­тора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже вы­сокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, — продолжает Шершеневич, — экономический материализм представляет одну из самых крупных ги­потез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».

         Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула це­лый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являют­ся естественно —правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.

         Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представля­лись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство сво­боды; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неогра­ниченной свободе.                                           

         Сторонники естественного права считают государство результа­том юридического акта — общественного договора, который является: порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.        Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как ис­кусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

         Гольбах, например, определял общественный договор как сово­купность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим обра­зом: «Люди быстро догадались, — писал он, — что если они будут про­должать пользоваться своей свободой, своей независимостью и без­удержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельно­го человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

         Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что прави­тели стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали деспотами, угнетателями наро­да. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной соб­ственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; нера­венства господ и рабов как следствия попрания законной власти влас­тью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрица­тельного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.

         Органическая теория. Представления о государстве как своеоб­разном подобии человеческого организма были сформулированы пер­воначально еще древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторо­нами человеческой души. Аристотель считал, что государство во мно­гих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

         Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении, и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

         Теория насилия. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возни­кает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл со­стоит в том, что возникновение частной собственности, классов и госу­дарства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридиче­ские различия между победителями и побежденными.

         Наиболее характерные черты теории насилия изложены в рабо­тах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг счи­тал, что основой общественного развития являются формы политиче­ских отношений, а экономические явления — это следствие политиче­ских актов. Первоначальный фактор возникновения государства следу­ет искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравен­ство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения госу­дарства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

         Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различ­ных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психоло­гической потребности человека жить в рамках организованного сооб­щества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодей­ствия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что об­щество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

         В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешают­ся на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественно­го. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю обще­ственную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и госу­дарстве.

         Государство — явление чрезвычайно многогранное.. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: био­логическими, психологическими, экономическими, социальными, рели­гиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).

  1. Органы государства.

         Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

         Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны­ми полномочиями.

         Раскрытие понятия, признаков данного органа позво­ляет глубже познать механизм государства в целом.

  1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью еди­ного механизма государства, занимает в государствен­ной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
  2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношени­ях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имею­щих связи с государственной службой, являются офи­циальными.

         Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штат­ных расписаниях и др.

         К числу государственных служащих относятся и дол­жностные лица, которые обладают властными полномо­чиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

         Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в госу­дарственном органе согласно занимаемой должности.

  1. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру;. Они состоят из подразделений, скреплен­ных единством целей, ради достижения которых образо­ваны, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
  2. Важнейшим признаком органа государства являет­ся наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного со­держания и объема. Компетенция обусловлена предме­том ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в консти­туции или текущем законодательстве). Реализация орга­ном государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.
  3. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражают­ся: а) в возможности издавать обязательные к исполне­нию правовые акты. Эти акты могут быть нормативны­ми или индивидуально-определенными (акты примене­ния норм права); б) в обеспечении выполнения право­вых актов органов государства путем применения раз­личных методов, в том числе методов принуждения.
  4. Для осуществления своей компетенции орган госу­дарства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
  5. Наконец, орган государства активно участвует в ре­ализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

         Органы государства классифицируются по различ­ным основаниям. По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная мо­нархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (пред­ставительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властны­ми полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д. По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего госу­дарства. Местный органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их пол­номочия распространяются только на эти регионы.

         По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопро­сов. Например, правительство, исполняя законы, актив­но участвует в осуществлении всех функций государст­ва. Органы специальной (отраслевой) компетенции спе­циализируются на выполнении какой-то одной функ­ции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

         Органы государства бывают выборные и назначае­мые, коллегиальные и единоличные. На механизм госу­дарства, классификацию его высших органов непосред­ственное влияние оказывает разделение влас­тей, в соответствии с которым создаются законодатель­ные, исполнительные и судебные органы.

  1. Функции государства.

         Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функцио­нальный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятель­ности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенст­вования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управ­ления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущи­ми ему методами.

         Приведенное определение помогает выделить сле­дующие наиболее существенные признаки функций го­сударства.

  1. Функция государства не любое, а именно основ­ное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная дея­тельность государства в той или иной сфере — в эконо­мике, политике, охране природы и др.
  2. В функциях предметно выражается самое глубин­ное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
  3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обще­ством, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  5. Реализуются функции в определенных (преимуще­ственно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

         Проблема классификации функций государства ос­ложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.

         По направленности функции государства подразде­ляются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показы­вают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддер­жание определенных отношений с другими государства­ми. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собствен­ности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны при­роды и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

         Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал со­средоточивался в руках того или другого класса (в экс­плуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посяга­тельства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на Другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

         Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потреб­ностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функ­цией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

         Функция охраны природы и окружающей среды вы­двинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

         Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вме­шивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанав­ливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. госу­дарственная собственность, и государственное управле­ние предприятиями и организациями, на ней базирую­щимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предпри­ятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредото­чившего в своих руках большую массу ссудного капита­ла. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в мас­штабе всей страны.

         Экономическая функция государства имеет антикри­зисную направленность и нацелена на создание соци­ально ориентированной рыночной экономики, учиты­вающей и согласующей интересы производителей и по­требителей. Этому посвящено законодательство о ком­паниях, об акционерных обществах и других объедине­ниях. Оно защищает права и интересы граждан — вклад­чиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осущест­вляет лицензирование производства многих видов това­ров широкого потребления и торговли данными товара­ми, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потреб­ностями развития общества в целом.

         С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и мас­штабна по объему государственной деятельности. Глав­ное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться вы­ровнять социальное положение людей, развивать здра­воохранение, образование, культуру.

         Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, посо­бия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость на­селения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

         В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народ­ного образования и культуры. Для управления назван­ными видами деятельности государство создает соответ­ствующие органы и учреждения, финансирует их.

         В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что совре­менные масштабы научных исследований и эксперимен­тальных работ очень сильно возросли. Поэтому государ­ство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследова­ниям.

         Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захват­нических войн; обеспечение дипломатических отноше­ний. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовы­годная торговля, развивается коллективная безопас­ность, создаются международные миротворческие во­оруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функции.

 

Заключение

         Подводя итог вышесказанному о двоединой общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения государства, можно предположить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

         Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.

         Функции государства можно определить как основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

 

Список использованной литературы

  1. Теория государства и права. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., Юрист. 1999.
  2. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М., Норма – Инфра – М. 1998.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.,: «Дабахов, Ткачев, Димов». 1995.

 

Государственный суверенитет. Его соотношение с другими видами суверенитета
Конституційні ідеї М.Грушевського

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *