Действие права

 

План

  1. Методы правового регулирования.
  2. Способы и типы правового регулирования.
  3. Стадии правового регулирования.
  4. Механизм правового регулирования.

         Список использованной литературы.

  1. Методы правового регулирования.

         Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

         Сравнение групп общественных от­ношений достаточно очевидно свидетельствует о различи­ях между отношениями первой и отношениями второй и третьей группы. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во вторую и третью груп­пы — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно и для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему долж­ностным лицом, и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, в частности, между судом и правонаруши­телем, привлеченным к юридической ответственности.

         В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

         Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в обществен­ном отношении и применяется для регламентации отно­шений субъектов гражданского общества, удовлетворя­ющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера.        Метод централизованного, императивного регулиро­вания базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государ­ственно-организованном обществе общесоциальные ин­тересы выражает в первую очередь» государство, осуществляющее централизованное управление социальны­ми процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императив­ные методы используются в публично-правовых отрас­лях (конституционном, административном, уголовном праве).

 

  1. Способы и типы правового регулирования.

         Способы правового регулирования определяются ха­рактером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

         В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

         Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных дей­ствий (например, собственнику дозволяется владеть, поль­зоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

         Второй способ — обязывание как предписание совер­шить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

         Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

         Второй и третий способы имеют определенное сход­ство—и тот и другой предполагают возложение обя­занностей, но если в одном случае обязанности но­сят позитивный, активный характер, то в другом — пас­сивный.

         В качестве дополнительных способов правового воз­действия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, со­блюдение установленных запретов.  

         К дополнительным способам относится предупреди­тельное (превентивное) воздействие норм, предусматри­вающих возможность применения правового принужде­ния. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совер­шению преступлений. Сюда же можно отнести стимули­рующее воздействие норм права. Таким способом ока­зывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное право­мерное поведение (за изобретательскую, рационализа­торскую деятельность).

         Со способами правового регулирования (как основ­ными, так и дополнительными) взаимодействуют не­юридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и инди­видуальные), другие правовые явления обладают ин­формационным воздействием. С их помощью до све­дения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они инфор­мируют людей о возможном и должном в обществен­ной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах  жизни, которые охватываются правовым регулирова­нием.

         В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяюся два типа правового регулирования.

         Первая формула: дозволено все, кроме прямо запре­щенного в законе. На этой формуле построен общедо­зволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавлива­ются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволе­ний не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умноже­ния материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового .регулирования способ­ствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям ини­циативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регла­ментируемых отраслью гражданского права.

         Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Ска­занное означает, что участник правовых отношений по­добного типа может совершить только действия, кото­рые прямо разрешены законом, а все остальные дейст­вия запрещены. Этот тип правового регулирования при­нято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем право­мочий; все, что выходит за пределы компетенции власт­вующего субъекта, категорически запрещено.

         Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Так, в граж­данское право «вкраплены» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по обще-дозволительному типу.

         Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволи­тельный тип правового регулирования связан с закреп­лением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности  общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической-ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

         В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режим». Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различ­ные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулиро­вания. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой .системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

         Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях сущест­венно отличается от правовой регламентации управ­ленческих отношений в сфере государственного управ­ления высшим образованием. Если в сфере деятельнос­ти военизированных организаций господствующим, пре­валирующим является централизованный, императив­ный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образова­нием в современных условиях значительная роль отво­дится децентрализованному методу, широким предо­ставлением прав высшим учебным заведениям с широ­ким внедрением общедозволительного типа.

         Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

         Вопрос о методах, способах, типах, режимах правово­го регулирования имеет наряду с теоретической боль­шую практическую значимость.

         Выбор той или иной формы правового регулирова­ния зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от. законодателя избрать для данных отноше­ний именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наи­более эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеа­лов правового общества.

         Русский правовед Е. Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой — идеи разумного воздейст­вия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.                                          

         С методами, способами, типами правового регулирова­ния связана наметившаяся дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую, а значит, и определенные ориентации в профессиональной подготовке, в юридическом образовании и обучении.

         У юристов публично-правовой ориентации, как пра­вило, в профессиональном правосознании интересы об­щесоциальные превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчине­ние частных и групповых интересов общегосударствен­ному интересу и общесоциальному порядку. Юристы частноправовой ориентации мыслят и действуют в. ин­тересах суверенного индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посяга­тельств государственной и иной власти.

         Указанная дифференциация юридической деятель­ности должна учитываться уже при подготовке будущих юристов.                                   

 

  1. Стадии правового регулирования.

         Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

         Процесс воздействия права на поведение людей и об­щественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помо­щью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутст­вии или вопреки действующим юридическим предписа­ниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефи­цитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупате­ля самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угро­зу применения к ним карательных юридических сан­кций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

         Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятив­ной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных госу­дарственной властью.

         Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эф­фективно начинается с издания законотворческими орга­нами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направля­ют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возмож­ных прав и обязанностей.                                

         Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также дру­гими нормативно-правовыми актами. Правовое положе­ние организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е объем прав и обязанностей.

         На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, преду­преждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения Людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы про­гнозируются препятствия на пути удовлетворения пра­вовых интересов членов общества и указываются воз­можные правовые средства их преодоления.

         Кроме того, на первой стадии реализуются информа­тивные возможности права, оказывается активное воздействие на» сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

         На второй стадии правового регулирования проис­ходят индивидуализация и конкретизация прав и обя­занностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридически­ми фактами, возникают индивидуализированные отно­шения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой* жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т, е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

         На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

         Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

         Третья стадия правового регулирования характеризу­ется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обя­занностей конкретных субъектов, которые у них имеют­ся в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

         Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опу­бликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возме­щен моральный вред и другие убытки.

         Стадия реализации прав и обязанностей может зани­мать длительный временной период, например, в для­щихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устра­няются препятствия на пути их достижения, т. е. реали­зуется, правообеспечительная, правоохранительная функ­ции права.

         В научной литературе стадии правового регулирова­ния могут быть выделены и по иным, чем у нас, осно­ваниям.


  1. Механизм правового регулирования.

         После ответа на вопрос, как право регулирует обще­ственные отношения, логично искать ответы на вопро­сы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.

         В теории права механизмом правового регулиро­вания называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

         Понятие механизма правового регулирования позво­ляет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

         К элементам, составным частям механизма правово­го регулирования относятся: юридические нормы, нор­мативно-правовые акты, акты официального толкова­ния, юридические факты, правоотношения, акты реали­зации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

         Нормы права выступают как предписание и как об­разец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксирован­ного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все осталь­ные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.         

         Нормативно-правовой акт как документ, содержа­щий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

         Акты официального толкования — документы, изда­ваемые специально уполномоченными на то органами  и направ­ленные на разъяснение смысла правовых норм.

         Юридические факты  —   предусмотренные  нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, из­менение и прекращение правовых отношений.

         Правоотношения есть средство перевода общих моде­лей поведения, заложенных в нормах права, в конкрети­зированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотноше­ния осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

         Акты реализации права — это действия субъектов пра­ва, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, на­пример договорах) реально осуществляются выражен­ные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

         Акты применения права суть индивидуализирован­ные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как дейст­вия, так и документы) индивидуализированного право­вого регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретно­му юридическому делу.

         В качестве своеобразных элементов механизма право­вого регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность, работы всех элементов механизма правового регулирования.

         Элементы механизма правового регулирования воз­действуют на общественные отношения не только спе­цифически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведе­ние людей и на общественные отношения информаци­онное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические уста­новки, мотивы поведения людей.

         В реальной действительности специальные юриди­ческие средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюри­дическими.

         Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направле­ния в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых со­циальных задач.

         Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наибо­лее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

         Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механиз­мов — для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами по­зволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

 

Список использованной литературы.

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. – М., 1998.
  2. Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М., 1999.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.

 

 

Боротьба зі злочинністю: профілактика, кара, реабілітація.
Правопорушення, його ознаки та види. Склад правопорушення.

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *